Арт-проект “яБлоки.iBlocks.Almamyz” – городская среда в керамике.

21 марта 2018 года состоялась презентация интереснейшего арт-проекта “яБлоки. iBlocks. Almamyz”- городская среда в керамике, посвященного нашему любимому городу Алматы.

 

Ниже Вы сможете ознакомиться с полной иноформацией о проекте:

“яБлоки.iBlocks.Almamyz”

Город мой родной Алма-Ата –
дворики с вишневыми цветами.
Еркеш Шакеев

Автор идеи:
Наталья-Аврора Ким

Участники:
Александра Роганова
Анна Маргацкая
Владимир Григорьян
Елена Григорьян
Наталья-Аврора Ким
Эльвира Григорьян
Эльза Ким

Проект представляет собой попытку визуализации городской среды, сложившейся к настоящему моменту в Алматы, городе яБлок.

Сегодня алматинцы представляют собой яБлочное разноцветье. Разные национальности, разное образование, разные традиции, разные интересы, разные ценности, разные мечты. Это обогащает и разделяет одновременно.

В яБлочном городе, покрытом плотной сеткой квадратных перекрёстков, помимо устойчивого понятия “вверх и вниз”, существует деление на Старый центр и Новый центр города, “Золотой квадрат” и картонные новостройки, куда не ступала нога коренного алматинца. На кварталы, построенные после Великой Отечественной войны пленными японцами, и “хрущёвки”. На панельные девятиэтажки советского застоя и современные финансовые небоскребы из стекла. На многоэтажные восточные дворцы, подражающие воображение вычурной отделкой, и покосившиеся деревянные домики с резными ставнями. Люди живут в этих блоках, яБлоки живут в головах людей. Каждый керамист исследует актуальную для него проблему-блок.

Александра Роганова обращается к проблеме сохранения деревьев в Алматы. Она представила зрителю “Древо познания”. Мощный ствол яБлочного исполина передает силу природы. Раскидистые ветки усыпаны сочными плодами – яБлоками. Природа нашего края щедра. Художница видит в Древе познания – источник жизни, хрупкой и уязвимой. Она считает его духовым центром края. Призывает алматинцев беречь деревья, городские парки и пригородные ландшафты.

Эльвира Григорьян верит в силу творческой энергии. Считает эту энергию непременным атрибутом дальнейшего развития. Автор собрала в круг «Созидателей», чьи одухотворенные лица невольно напоминают знаменитых деятелей культуры и искусства. Молчаливый «Философ» делится своими мыслями с порывистым «Юношей», романтичный «Поэт» пишет стихи мечтательной «Девушке». Каждый из «Созидателей» в отдельности и все вместе творят саму жизнь.
яБлоки.iBlocks.Almamyz

Анна Маргацкая продолжает разрабатывать в керамике одну из своих излюбленных тем – городское строительство. Здания, которые возводит художница, по форме кому-то напомнят Вавилонскую башню, а кто-то увидит в них Висячие сады Амитис. Автор нашла выразительное художественное решение – хаос стройки она передает с помощью замысловатых конструкций из разноцветных пробников-образцов глазури. Шум и напряженный ритм стройплощадки отстукивают строительные гвозди, торчащие и тут, и там. Образ строительства, созданный Маргацкой в керамике, по сравнению с живописными образами стройки, менее агрессивен. Это частично можно объяснить особенностью исходного материала. Пластичность глины, или ее варианта – шамота, проявляется в некотором смягчении художественного образа города-сада.

Владимир Григорьян ведет неспешную беседу о разумном балансе между новостройками и сохранением исторических зданий, их «Старых фасадов». Тонкими линиями он рисует карту одноэтажной Алма-Аты, вызывая ностальгию по размеренным 70-80-м годам прошлого века. Кажется, что сейчас заскрипит плохо смазанная соседская калитка, созревшее яблоко звонко упадет на цинковую крышу, зажурчит прозрачная вода в арыке. Владимиру вторит Елена Григорьян. Она достала из архива памяти старую, пожелтевшую от времени фотографию, глядя на которую щемит сердце от ее наивности и счастливой уверенности в завтрашнем дне. А маленькие сочные райки, что можно было срывать на каждом перекрестке «Компота» и сразу есть, источают аромат алматинского детства. Может быть, это вкус потерянного рая?

Во второй инсталляции, представленной Еленой Григорьян, звучит последнее «прощай!» алматинскому трамваю, который перестал курсировать по улицам нашего города, но еще не стал музейной историей.

Инсталляция «Фильтры» Натальи-Авроры Ким визуализирует внутренние блоки, которые сужают канал коммуникации человека с миром вокруг него. Изначально, мы получаем какие-то установки в семье. Познаем правила игры в коллективе детского сада, школы. Далее знакомимся с традициями и законами обществами. Эти установки, правила, традиции становятся нашими внутренними фильтрами. Ежеминутно пропуская информацию через них, мы принимает малые и большие решения.

Эльза Ким обыгрывает идею с костюмированным образом или образом костюма. Рассуждает на тему защиты, которую дает нам зашифрованный образ.

В процессе работы над проектом проявилась суть явления яБлоков: в их разнообразии есть своя сила. Созидающая или разрушающая – решать нам с Вами.

Наталья-Аврора Ким,
арт-критик

Алматы,
март, 2018

Подписка на рассылку

Узнавайте новое о мире искусства Казахстана